Арт

Пост почитания Кенго Кумы

8 августа отмечает свой день рождения один из самых известных архитекторов современности. Кенго Кума — легендарный мастер, который чтит японские традиции, тонко чувствует каждый проект и с большой любовью относится к окружающей среде.

За 64 года своей жизни Кенго создал сотни проектов, непохожих друг на друга. Ведь архитектура, как он считает, не может быть однообразной, поскольку всегда тесно связана с ландшафтом, природой, климатом и местными жителями. История жизни Кенго такая же уникальная и яркая, поэтому мы поздравляем легендарного мастера нашим “Постом почитания”.

Кенго Кума.

Кенго родился 8 августа 1954 года в Йокогаме. Когда ему исполнилось 10 лет, он решил стать архитектором — по телевизору тогда шел фильм о строительстве олимпийского стадиона в Токио по проекту Кензо Танге, и он произвел на мальчика неизгладимое впечатление. Спустя несколько лет Кенго увидел еще одну сказочную картинку — город будущего, спроектированный в Осаке на “Экспо 70”, и убедился в том, что выбрал профессию верно. 

Культурный и информационный центр в Асакусе.

Все детство он жил со своей семьей в старом деревянном доме, который ютился рядом с бетонными многоквартирными новостройками его одноклассников. Мальчик очень стеснялся своего положения и лишь спустя много лет научился ценить это пространство — он полюбил запах стропил, скрип пола под татами и теперь старается вернуть традиционным и природным материалам утраченное почетное место в японской архитектуре.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Кенго поступил в Токийский университет, где учился у Хироши Хара и Йошико Учида. Он получил степень магистра архитектуры, а затем продолжил обучение в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В аспирантуре он совершил поездку по Сахаре, исследуя различные деревни и поселения, наблюдая уникальную силу и красоту природы.

Магазин Sunny Hills.

В 1987 году он открыл Spatial Design Studio, а в 1990 году — известную всем студию Kengo Kuma & Associates. Кенго пришел в профессиональную архитектурную сферу во время экономического кризиса. “Я принадлежу к потерянному поколению. Мы застали заморозки, но в культурном смысле это может быть и лучше, чем ситуация перегрева. У нас было больше времени на то, чтобы думать”, — рассказывает Кума.

Музей «Синьцзинь-Чжи».

Из-за кризиса архитектор покинул Токио и уехал в провинцию, чтобы работать над небольшими заказами. Он знакомился с местными ремесленниками и строителями, узнавал о старинных технологиях и традиционных материалах. С тех пор Кенго особенно полюбил работать с мастерами штучного производства, а не с большими компаниями. Он поверил в человека и в личные навыки.

Концертный комплекс во Франции.

Кенго сумел извлечь из сложной ситуации выгоду, и даже сейчас он вспоминает сложные времена с благодарностью — именно тогда он выработал собственный почерк, вот только выражается он не во внешнем виде здания, а в его атмосфере и ощущении. Все его пространства наполнены светом и теплом, в них чувствуешь единение с природой, даже если находишься в центре мегаполиса.

Отель ONE@Tokyo.

В 2008 году студия открыла еще один офис — в Париже. Громкие проекты по всему миру поставили его в ряд с другими великими архитекторами современности — Захой Хадид или Жаном Нувелем. Но Кенго считает иначе. Они путешествуют по миру с уже готовым узнаваемым стилем, в то время как Кума тратит время на то, чтобы вырастить особенную архитектуру из места. “Западные архитекторы всюду делают одно и то же, а мы работаем исходя из того, что нас окружает”.

Университет в Токио.

Сейчас Кенго живет в доме, спроектированном его женой, и считает, что улицы городов должны заполнять именно малоэтажные сооружения, ведь только там человек может чувствовать себя свободно и комфортно. Он преподает в Высшей школе архитектуры в Токийском университете и продолжает возглавлять студию «Kengo Kuma & Associates».

1. Здание M2

1991 год

Один из первых проектов Кенго сильно отличается от всех остальных его творений. Здание M2 создавалось для автомобильной компании “Мазда” и должно было служить огромным торговым залом. Конструкция представляет собой хаотичное смешение материалов и элементов из разных архитектурных стилей: здесь и гротескная ионическая колонна, и авангардистские антенны русского архитектора Ивана Леонидова. Словом, проект вобрал в себя все принципы постмодернизма, господствовавшего в Японии в то время. Кстати, здание сохранилось в идеальном состоянии, но теперь в нем располагается похоронное бюро.

Здание M2.

2. Каменный музей

2000 год

В районе Ашино города Насу Кенго превратил старинные 80-летние хранилища риса в музей. Он использовал оригинальные каменные строения, дополнив их новыми элементами, также выполненными из природного материала.

Каменный музей.

Проект был запущен с целью возрождения исторического места. Для этого архитектор спроектировал пространства, которые не имеют границ между интерьером и окружающей средой — они получились открытыми, светлыми и даже воздушными. Кенго постарался сделать стены "легкими", убрав некоторые “кирпичики” и создав множество отверстий.

Каменный музей.

Каменный музей.

3. Музей "Синьцзинь-Чжи"

2011 год

Музей “Синьцзинь Чжи” был создан для того, что показать людям суть даосизма — и даже само здание стало отражением его философии, демонстрирующей существование в гармонии с природой. Кенго по традиции использовал местные материалы и методы строительства: он задействовал специальную керамическую плитку, созданную по особой технологии из глины. Он подвесил ее в шахматном порядке на стальных веревках и таким образом защитил пространство музея от прямых солнечных лучей. 

Музей «Синьцзинь-Чжи».

Здание из стали и железобетона состоит из нескольких уровней, и посетителям выставки нужно постепенно подниматься вверх. Они доходят из полуподвального помещения до крыши, с которой открывается потрясающий вид на горы. Таким образом гости проделывают путь из темноты к свету — что является аллюзией на духовную практику.

Музей «Синьцзинь-Чжи».

Музей «Синьцзинь-Чжи».

Музей «Синьцзинь-Чжи».

Музей «Синьцзинь-Чжи».

Музей «Синьцзинь-Чжи».

4. Культурный и информационный центр в Асакусе

2012 год

Бюро Кенго спроектировало в оживленном районе Асакуса многофункциональный информационно-туристический центр. В угловом здании площадью всего 326 м² расположились и выставочные пространства, и конференц-залы, и просторный холл. Из-за небольшой территории сооружению пришлось расти вверх, поэтому архитекторы спроектировали 8 этажей — каждый из них имеет четкое функциональное назначение. Каждый уровень имеет собственную крышу, где прячутся технические коммуникации.

Культурный и информационный центр в Асакусе.

Культурный и информационный центр в Асакусе.

Культурный и информационный центр в Асакусе.

Культурный и информационный центр в Асакусе.

Культурный и информационный центр в Асакусе.

5. Центр современного искусства FRAC

2013 год

В 1982 году министерство культуры Франции решило, что искусство должно принадлежать всем, а не только парижанам. Так в каждом регионе страны появился FRAC, региональный фонд современного искусства. Кенго Кума выиграл сразу два конкурса, на музеи в Безансоне и Марселе. Последний находится в самом центре города, в небогатом районе Ла-Жольет. Фасад покрывают тысяча шестьсот стеклянных панелей, подвешенных под разным углом и напоминающих сохнущее белье, какое часто встретишь в Марселе. Кума постарался, чтобы здание не выглядело инородным, а стало, напротив, частью жизни горожан: через холл первого этажа они могут сокращать дорогу, а на террасе в середине здания выпивать и отдыхать.

Центр современного искусства FRAC.

6. Магазин Sunny Hills

2013 год

Этот магазин специализируется на продаже популярной ананасовой сладости Тайваня — фэнлису. Сооружение для него Кенго спроектировал в форме бамбуковой корзины. Он создавал магазин, взяв за основу традиционный метод, используемый в японской архитектуре, — вертикальные и поперечные балки одинаковой ширины переплетаются друг с другом, образуя своеобразную сеть. Обычно две части пересекаются всего дважды, но здесь они объединяются сразу в трех измерениях и создают объем. Таким образом конструкция, словно облако, окутывает здание и делает его легким и воздушным. 

Магазин Sunny Hills.

Магазин Sunny Hills.

Магазин Sunny Hills.

Магазин Sunny Hills.

Магазин Sunny Hills.

Магазин Sunny Hills.

7. Концертный комплекс во Франции

2014 год

Кенго создал концертный комплекс в Экс-ан-Прованс для одной из старейших танцевальных и музыкальных консерваторий Франции, основанной в 1849 году. Для облицовки наружных стен комплекса архитектор выбрал алюминиевые панели, испещренные "складками", которые создают контраст света и тени на приглушенных серых поверхностях. В некоторых местах складки функционируют как жалюзи, помогая защитить окна от прямых солнечных лучей. По мнению архитектора, такой фасад должен вызывать у посетителей различные ассоциации — от полотен французского художника Поля Сезанна до бумажных форм оригами.

Подробности проекта по клику на изображение.

Концертный комплекс во Франции.

Концертный комплекс во Франции.

Концертный комплекс во Франции.

Концертный комплекс во Франции.

Концертный комплекс во Франции.

Концертный комплекс во Франции.

8. Университет в Токио

2014 год

В 2014 году Кенго Кума спроектировал здание университета University of Tokyo’s Hongo Campus в Токио, фасад которого покрыт сотнями тонких деревянных полос из кедра. Вертикальные полосы собраны в группы от пяти до десяти, а затем выложены в шахматном порядке, таким образом создается сложная многослойная поверхность. В некоторых местах между ними просматриваются горизонтальные щелевидные окна.

Подробности проекта по клику на изображение.

Кампус состоит из пяти этажей – три над землей и два в подвале. На первом уровне создано открытое общественное пространство с уютным кафе, которое украшает панорамное остекление. Для управления зданием архитекторы интегрировали в него интеллектуальную систему, в которой сотни датчиков используются для контроля и регулирования температуры, вентиляции и прочих важных параметров. 

Университет в Токио.

Университет в Токио.

Университет в Токио.

Университет в Токио.

9. Музей народного искусства Китайской Академии Искусств

2015 год

Музей народного искусства для Китайской Академии Искусств находится в городе Ханчжоу на месте бывшей чайной плантации. Сооружение расположено выше всех остальных построек и издалека оно напоминает не музей, а небольшую деревню. Все дело в том, что его крыша покрыта тысячами изогнутых черепичных плиток, а само здание поделено на части, похожие на сельские домики. В этом проекте Кенго использовал прием с подвешиванием плитки на стропах — то же самое он сделал в музее Синьцзинь Чжи.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

Музей народного искусства Китайской Академии Искусств.

10. Отель ONE@Tokyo

2017 год

Один из последних проектов Кенго — новый отель в Токио под названием ONE@Tokyo. Он не похож ни на популярные в Японии бизнес-отели, ни на традиционные гостиницы-рёканы. Отель расположен на северо-востоке Токио в районе Сумида, в котором еще царит традиционная атмосфера эпохи Эдо. Следуя своему творческому кредо, Кенго Кума спроектировал отель, который максимально отражает историю и характер места. 

Подробности проекта по клику на изображение.

Здание с его бетонной облицовкой сливается с окружением и в то же время обращает на себя внимание прохожих: на уровне первых этажей фасад оформлен объемной конструкцией из хаотично нагроможденных деревянных планок. Несмотря на узнаваемость приема, отель стоит особняком среди других работ Kengo Kuma & Associates: знаменитое бюро выступило не только автором архитектурного проекта и интерьеров, но и приняло участие в разработке фирменного стиля, включая униформу персонала и письменные принадлежности. Интерьеры отеля подчеркнуто аскетичны. 

Отель ONE@Tokyo.

Индустриальная эстетика трактуется в них сквозь призму традиционного японского минимализма: потолки с открытыми балками, раковины и стулья из матовой стали, светлый деревянный шпон в отделке стен и встроенной мебели. Комнаты варьируются от небольших студий до просторных свитов (56 м²) с видом на башню Tokyo Skytree. Atelier Suite, в котором светлый шпон заменен на живописно состаренные доски, воспроизводит атмосферу творческой мастерской.

Отель ONE@Tokyo.

Отель ONE@Tokyo.

Отель ONE@Tokyo.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *