Арт

“Умная” реставрация: “Театральный дом” на Поварской

Сохранение архитектурного наследия  сложная тема. Недавно в Москве появился дом, предлагающий оптимальное решение проблемы того, как обновить город, не жертвуя его историей. О “Театральном доме” на Поварской рассказывает Евгений Владимиров.

Поварская — одна из самых красивых улиц в столице, в бытность студентом-архитектором я много дней провел там, зарисовывая различные фасады. Просто удивительно, как небольшой островок архитектурной среды, очень разной по стилю (там и русский модерн в Хлебном переулке, и храм Симеона Столпника, и классицизм XVIII века, и нео­классика начала века двадцатого), оказывается таким органичным и целостным. 

Фрагмент дворового фасада “Театрального дома”. Мотивы архитектуры русского модерна выполнены как из традиционных, так и из современных материалов.

Один из домов в этом районе расположен на пересечении Поварской, Хлебного и Мерзляковского переулков: четыре этажа спокойной классики в типичной для Москвы зелено-белой гамме, построенных в XIX веке Николаем Струковым и Виктором Гарт­маном. Место с интереснейшей культурной историей, кстати, — здесь располагался в 1897-м ­Театр Немчинова, а в 1905 году Станиславский арендовал его для экспериментальной “Студии на Поварской”. Фасады, впрочем, у дома неброские: это именно тот тип здания, не ­слишком эффектного архитектурно, который столь часто становится жертвой варварского сноса.

Фрагмент дворового фасада жилого комплекса “Театральный дом” на Поварской улице, построенного Павлом Андреевым по заказу компании “Галс-Девелопмент”.

Дому Струкова, однако, повезло. Он стал частью масштабного проекта компании “Галс-Девелопмент” по созданию жилого комплекса “Театральный дом” (в названии этом — отклик на историю места). Реконструкция и реставрация, произведенные по проекту института Моспроект-2 им. М. В. Посохина, а конкретно мастерской Павла Андреева, архитектора, знающего и любящего классику и умеющего ее строить, захватили целый квартал. Все исторические ­фасады включенных в комплекс зданий отреставрированы группой архитекторов-реставра­торов под руководством Бориса Савина.

“Декоративные панно на фризах выполнены по специально разработанным авторским рисункам с характерным для русского модерна использованием цветочных мотивов”, — говорит архитектор Павел Андреев.

Всего оказалось восемь секций высотой от четырех до семи этажей. В них уместилось 129 квартир площадью от 67 до 270 м². Понятно, что все они более чем комфортабельны, современный дом оснащен всеми чудесами технологии, а квартиры, оказавшиеся наверху, — это и вовсе “уникальное предложение” (в них кровлю можно сделать эксплуатируемой и устроить террасу). А в лобби дома будут висеть репродукции экспонатов из Театрального музея им. А. А. Бахрушина: 18 цифровых фотокопий театральных афиш XX века к постановкам произведений российской и зарубежной литературы, а также трех произведений живописи — “Зал старого дворцового театра в Вене” (Г. Климт, 1889), “В опере” (М. Кассат, 1879), “Спектакль в Московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II” (М. Зичи, 1856). Но в проекте есть еще одна изюминка, мне лично, как ценителю разнообразия и единства среды в районе Поварской, очень симпатичная. Дело в том, что все внутренние фасады, выходящие в огромный охраняемый двор, спроектированы Павлом Андреевым заново в стиле русского модерна. Работа проделана уникальная: применены и ручная роспись, и декор по лепным формам, но выполненный из стеклофибробетона. Результат ошеломительный: исторический стиль возрожден к новой технологической жизни.

Фасад дома Струкова, входящий в состав комплекса, был тщательно отреставрирован. Всего в ходе работы было восстановлено 2500 м² исторических фасадов.

Весь комплекс “Театрального дома” стал эдакой шкатулкой с секретом: за чинными внешними стенами прячется нарядный, изысканно прорисованный внутренний мир этого дома, и вся радость, которую испытывают его жители, на дворовых фасадах отразилась наглядно. В архитектуре этой определенно есть нечто театральное, словно бы, войдя в скромные кулисы, мы оказались затем на яркой сцене. Впрочем, представление на ней предназначено исключительно для частного зрителя, что в наше суетное время особенно ценно. Но еще более ценно то, как идеально этот дом, совмещающий и классику, и модерн, отвечает характеру места и вписывается в район Поварской. Прекрасный образец для подражания всем грядущим застройщикам и реставраторам, работающим в Москве. Ну и отменное место для жизни, надо полагать.

Визуализация внутреннего двора “Театрального дома” — это около трех тысяч квадратных метров комфортной охраняемой среды.

Лифтовое лобби. В отделке общественных зон дома использован мрамор и считываются мотивы архитектуры ар-деко.

Визуализация террасы в одной из верхних квартир дома. Помимо эксплуатируемой крыши, они еще снабжены дымоходами для желающих сделать настоящий камин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *