Арт

Баухаус и Москва: 7 проектов, связывающих немецкую школу со столицей

12 сентября в Музее современного искусства "Гараж" откроется выставка "bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты". Рассказываем о ней и местах, которые нужно посмотреть в Москве, чтобы узнать о Баухаусе чуть больше.

Немецкая школа дизайна и архитектуры Баухаус была основана в Веймаре в 1919 году. Идеологи и руководители Баухауса, (например, архитекторы Вальтер Гропиус, Ханнес Мейер, Людвиг Мис ван дер Роэ) отказывались от избыточности и руководствовались принципами функциональности и общедоступности. При этом самым важным принципом Баухауса, сформулированным Гропиусом, было создание нового типа "здания будущего", в котором сливаются в едином образе архитектура, скульптура и живопись. Именно поэтому среди преподавателей школы числились такие великие художники-авангардисты, как Василий Кандинский и Эль Лисицкий.

Ханнес Майер, Ханс Шмидт “Швейцарские градостроители в Советском Союзе”, 1932 год. Брошюра. Архив Института истории и теории архитектуры (GTA) / Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, архив Ханнеса Майера.

Международный проект музея "Гараж" Bauhaus imaginista исследует то, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах. Выставка в "Гараже" показывает, как идеи немецкого Баухауса прижились в СССР и, что еще интереснее, как они повлияли друг на друга. Экспозиция из фотографий, писем, коллажей, манифестов, архитектурных набросков и личных записей построена вокруг историй выпускников и студентов школы, побывавших в Москве в 1930-е вместе с ее вторым директором Ханнесом Майером.

Антонин Урбан “Интерьер гостиной в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 23,5 × 16,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

После выставки идите смотреть на все вживую: в Москве есть несколько реализованных проектов, но признать их не всегда легко — выпускники Баухауса и в том числе один из руководителей школы Ханнес Майер работали в составе проектных организаций, по заданиям и требованиям эпохи. Но самым главным осталась их верность функциональному методу.

Антонин Урбан “Интерьер спальни в жилом доме”, 1935 год. Фоторепродукция. 16,5 × 23,5 см. Архив модернизма, Университет Баухауса, Веймар.

Мы поговорили с искусствоведом и научным консультантом проекта Татьяной Эфрусси, которая рассказала нам о том, какие московские места связаны с легендарной немецкой школой.

Школа Баухаус в Дессау.

1. Станция метро "Аэропорт"

Московское метро часто называют "музеем под землей", но то, что среди его станций есть работы выпускников Баухауса, знают немногие. Например, в проектировании станции "Аэропорт" принимал участие венгр Тибор Вайнер, приехавший с Ханнесом Майеров в Москву в 1931 году. 

2. Павильон "МОПР" на ВДНХ

Над проектом павильона "МОПР" (Международная организация помощи борцам революции) работал выпускник Баухауса, автор ламп в здании Баухауса в Дессау. Вместе с ним создавала павильон архитектор Фаина Белостоцкая, для которой это была не первая работа на ВНДХ. Само здание существует с 1940 года, но оно было закрыто во время Великой отечественной войны, а в 1954 году в павильоне было принято решение разместить "Физическую культуру и спорт".

3. Индустриальная Академия им. Кагановича (Больница N 59)

Один из архитекторов Баухауса Филипп Тольцинер брался за проект Академии им. Кагановича, но в процессе строительства она была перестроена в больницу. Тольцинер также занимался застройкой первого жилого квартала "соцгородка" Орска на Южном Урале и принимал участие в разработке одного из конкурсных проектов Дворца Советов в Москве.

4. Дом Наркомфина

Цветовое решение для помещений знаменитого Дома Наркомфина создал профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер, приглашенный Гинзбургом в 1928 г. К сожалению, до нашего времени оригинальный цвет стен не сохранился. Примерно понять, что за цветовые решения были использованы Шепером, можно только посмотрев архивы Баухауса или книгу Моисея Гинзбурга "Жилище". "Теплая гамма в основном: потолок — светлая охра, стены — светло-желтые (лимонные). Холодная гамма в основном: потолок — голубой (брауншвейг), стены сероватые и зеленоватые. В результате опыты показали, что теплая гамма пространственно ограничивает объем: холодная же, наоборот, как бы расширяет помещение. Близкое сосуществование теплой и холодной гамм также обогащает пространственное ощущение, как и наличие двух смежных объемов, контрастирующих своими высотами. Так в смежных комнатах рядом с холодной гаммой были введены теплые розовые и желтые тона, и наоборот, по соседству с теплой гаммой холодноватые голубые и серые", — писал он.

Картинка с вариантом окраски ячеек типа F в доме НКФ взята из «красочного приложения» к журналу «Малярное дело» №3-4 за 1930 год (журнал был печатным органом «Малярстроя», нанявшего Шепера).

Цветовое оформление фасадов здания школы в Дессау. Архив Баухауса.

5. Моторный корпус МАИ

В середине 1930-х годов над зданием моторного корпуса МАИ в Москве работал немецкий архитектор Конрад Пюшель. Он, как и Филипп Тольцинер, работал в разных городах России. Даже сохранились его воспоминания, в которых он рассказывает о методах работы в СССР, где "план должен быть соблюден любой ценой".

МАИ в начале 1950-х. Скульптура парашютистки на фоне моторного корпуса. Фото: Visionary.

6. Дворец Советов

В 1951-56 годах в рамках конкурса на строительство Дворца Советов (одного из самых амбициозных неосуществленных советских проектов) рассматривалось более 250 проектов, среди которых был и самый знаменитый ­­ проект Бориса Иофана со стометровой статуей Владимира Ленина. Дворец Советов так и не был построен, и тем не менее сотрудники Баухауса также представили собственное видение советского проекта. Перед вами работа бригады Гипровтуза — проектного института, в котором работали баухауусовцы (Филипп Тольцинер, Антонин Урбан, Тибор Вайнер и консультант Ханнес Майер).

7. Градостроительный план Москвы

Еще один нереализованный проект иностранных архитекторов ­— новый градостроительный план Москвы. Первый руководитель Баухауса Ханнес Майер предложил свое видение столицы СССР, где в центре города он предусмотрел новые площади для демонстраций и 30-этажные небоскребы для ЦК партии и Коминтерна на Красной площади. Небоскребы должны были соединяться "мостом" с залом собраний, откуда можно было бы обозревать демонстрации на новой расширенной площади.

Вам будет интересно

Искусствовед Татьяна Эфрусси и архитектурный фотограф и преподаватель школы МАРШ Юрий Пальмин в рамках выставки в "Гараже" запускают воркшоп "Баухаус в России. Призраки", где участники смогут попробовать поработать с "нематериальным" в архитектуре с помощью фотографии (теоретические основы современной фотопрактики были во многом заложены в школе Баухаус). Для участия в проекте будут приглашены жители городов, история которых так или иначе связана с Баухаусом. В некоторых из них постройки сохранились до нашего времени, в других — они перестроены до неузнаваемости или вовсе разрушены, в третьих так ничего и построено. Итогом работы станет публикация комплекта открыток с фотографиями, которые будут представлены в "Гараже", а также публикация в онлайн-журнале проекта bauhaus imaginista.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *