Нагулявшись по узким улочкам Сан-Марко и Сан-Поло и насытившись экспозицией Венецианской архитектурной биеннале, отправляйтесь в район Дорсодуро прямиком к каналу Джудекка. Там, на набережной Дзаттере, стоит одноименный палаццо: в нем можно отдохнуть от венецианской жары, увидеть выставку “Исследователи, часть первая”, организованную фондом V-A-C, и… еще кое-что.
Куратором выставки “Исследователи, часть первая” стала директор лондонской галереи Whitechapel Ивона Блазвик. В первой части выставки представлены картины, арт-объекты и видеоинсталляции, выбранные режиссером Джеймсом Ричардсом и художницей Линетт Йиадом-Буачи из обширной коллекции фонда V-A-C“”.
Здесь показаны произведения, посвященные природе в самом широком смысле: от флоры и фауны до проявлений человеческой натуры. Экспозиция второго этажа открывается видеозаписью балета “Весна священная” Игоря Стравинского. Затем вы сможете увидеть те работы художников, в которых человеческая фигура показана как воплощение первородной энергии и сексуального влечени — в этом заключается смысл второй части экспозиции, подобранной режиссером Джеймсом Ричардсом и художницей Линетт Йиадом-Буачи.
Дэвид Хокни “30 подсолнухов”, 1996. Масло, холст. Коллекция V-A-C.
Гуляя по залам палаццо, вы найдете работы Пьера-Огюста Ренуара, Альберто Джакометти, Фрэнсиса Бэкона, Энди Уорхола, Аристарха Лентулова, Николая Бахарева, Джеймса Ричардса и многих других.
Фрэнсис Бэкон “Study for a portrait”, 1953. Масло, холст. Коллекция V-A-C.
Экспозиция — не единственная прелесть венецианской штаб-квартиры V-A-C. Фонд занял роскошное здание палаццо Дзаттере и буквально спас его от разрушения. Здание, выходящее к каналу Джудекка, было построено в середине XIX века и реставрировалась несколько раз между 1950–1960-ми годами. Пространство площадью 2 000 м² поделено на четыре этажа, два из которых отведены под выставочные пространства.
Реставрацией по заказу фонда V-A-C занималось венецианское бюро APML Architetti, и каждый их шаг согласовывался с департаментом культурного наследия Венеции. Все элементы здания реставрировались тщательно — вплоть до балок в деревянных перекрытиях, не говоря уже о роскошных колоннах и фресках. А полы были восстановлены по старинной технике terrazzo veniziano, причем для получения пасты мастера использовали старый мрамор и каменную крошку с прилегающей набережной. Единственная новая часть палаццо Дзаттере — внушительная лестница, соединяющая четыре этажа и выполняющая роль “сердца здания”.
На первом этаже палаццо месяц назад открылся необычный ресторан sudest 1401 под управлением шефа Хамеда Ахмади. Хамед Ахмади — в прошлом режиссер-документалист из Афганистана. После того как в 2006 году он со своей командой прилетел в Венецию показывать документальный фильм об Афганистане, он уже не смог вернуться домой из-за поступающих ему угроз.
Пройдя длинный путь от венецианского центра для беженцев до открытия собственного ресторана Orient Experience, Хамед может похвастаться пятью ресторанами в одной только Венеции и новым совместным проектом с фондом V-A-C. Ресторан символично открылся 20 июня — во Всемирный день беженцев. Директор фонда V-A-C Тереза Мавика считает, что появление такого ресторана обозначает взаимное стремление нескольких культур к диалогу, а ключом к развитию этого диалога станет еда. И меню ресторана как раз пересказывает географическое и культурное путешествие иммигрантов, выбравших Италию своим пунктом назначения.
Проектом реконструкции аутентичного ресторана и сада, в которые можно попасть через пространство sudest 1401, занимался лондонский архитектурный коллектив Assemble. Талантливые молодые архитекторы, о которых мы уже вам рассказывали, предложили для палаццо Дзаттере проект “Живая лагуна”, который помогает соединить дворик восстановленного здания с повседневной жизнью города на воде.
“Мы решили создать сад, посетители которого смогли бы ощутить атмосферу города в небольшом зеленом пространстве. И более того, это проект, который помогает стереть границы между двориком и остальным городом”, — рассказывают архитекторы.
Сам проект не считается законченным, так как это “живой организм”, с которым архитекторам еще предстоит работать. Кроме того, после окончания биеннале сюда переедет “Фабричный пол” — проект, созданный Assemble специально для Центрального павильона в Джардини. Проект — это 12 тысяч плиток, созданных в мастерской Assemble особенным способом. Сейчас они украшают входную зону Центрального павильона Джардини.