Дизайнер Дарья Харитонова помогла заказчикам обновить интерьер их квартиры и сделала это так, чтобы подчеркнуть и обыграть каждый из предметов старины, которых в доме исторически много.
"Моя задача была не испортить, не убить дух времени, сохранить ощущение, что "так было всегда", умножить силу дома на историю семьи", — рассказывает Дарья. И видно, что говорит она с огромной любовью к своей работе.
Гостиная. Антикварная мебель. Фрагмент кабинета, принадлежавшего адвокату Плевако, который в свое время купила бабушка хозяйки.
Квартира расположена в старом доходном доме в тихом центре Москвы: отсюда высокие потолки, широкие окна, толстые стены. За окном небольшая улочка и перезвон колоколов. Хозяева — взрослые, даже пожилые люди. В их доме всегда много гостей: приходят дети, внуки, при любой возможности норовят заглянуть друзья и тех, и других.
Фрагмент гостиной и кабинета. Ковер, koverstore.ru.
Здесь нет каких-то очень дорогих решений, надуманных комбинаций и ходов — интерьер складывался десятилетиями, прорастая сквозь планировку уютной квартиры и сквозь образ жизни семьи. Дарья лишь привела все к общему знаменателю, малыми средствами деликатно убрав недостатки пространства и выигрышно подав то красивое, чем любопытен дом.
Гостиная. Кабинетная мебель адвоката Плевако.
Квартира по современным меркам небольшая — 69 м², но выглядит просторной и воздушной: объем создают потолки высотой 3,40 м. За последние 30 лет она пережила массу перепланировок, объединений и разделений — хозяйка всю жизнь смело перекраивала пространство под текущие нужды семьи, которая тоже менялась в составе. И вот дети выросли, разъехались по своим домам, и можно наконец сделать идеально-удобную квартиру на двоих.
Кабинет. Антикварная кровать 1830-1860 гг. Постельное белье, Villaflorence.
Дарья предложила небольшую перепланировку: раньше кабинет был отдельной узкой комнатой, она же посоветовала присоединить его к гостиной, отделяя при необходимости раздвижной перегородкой. Так сохранялось количество комнат, но при этом они стали выглядеть намного просторнее. В торце кабинета расположен большой деревянный стеллаж — гордость хозяйки. Она сделала его в 1990-е годы, когда невозможно было купить никакой мебели: сама нарисовала чертеж, купила толстые половые доски и собрала с помощью рабочих. За четверть века стеллаж неоднократно менял и место, и цвет. Дарья предложила выкрасить его в один тон со стеной кабинета, визуально "вдавливая" его в стену, чтобы не дробить крошечное — меньше 8 м² — помещение. Гостиная, с которой кабинет соединен большой раздвижной дверью, выкрашена чуть светлее, за счет чего кабинет оптически "отодвигается", что визуально расширяет пространство.
Кабинет. Лампа настольная, Italamp; стул, антиквариат.
Интерьер наполняет складывавшийся десятилетиями микс из старинных и новых вещей. Вещи любимые, но без фанатичного пиетета — среди них живут обычной жизнью: об уютный старый диван (по словам хозяев, он принадлежал знаменитому адвокату Плевако), на котором спало множество гостей, дерет когти избалованный кот; за столом, который может раздвигаться почти до бесконечности, отмечают праздники уже четыре поколения семьи.
Кухня-столовая. Посуда, собственность хозяйки, Дом фарфора.
В этой квартире бывало в гостях много известных в свое время людей, оставляя следы в истории семьи, порой даже художественные — картины, эскизы. Выбранный Дарьей спокойный оливковый оттенок — не случайная прихоть: это оптимальный фон для прекрасной живописи, графики и антикварной мебели, которая могла бы казаться в небольшой квартире громоздкой, но не кажется: цвет стен перекликается с тоном обивки, растворяя мебель в пространстве.
Столовая. Стулья, «Любо-Дорого»; шкаф, антиквариат.
Весь этот разнородный антиквариат или винтаж перемежается какими-то современными вкраплениями: кухня, спальня, ванная. Например, светлую мебель для спальни Дарья заказывала в итальянской мастерской, сознательно не стилизуя её под старину. Потому что никто в семье не любит стилизации: это обычный дом, в нем живут, не придумывая историю, — она сама как-то складывается, накапливается, и все спокойно-беспечно с ней обращаются, не превращая квартиру в музей, не подгоняя любимые предметы семьи под "стили" и "концепции".
Спальня. Текстиль, @empiredesignagency; мебель, Ferretti & Ferretti; графика в изголовье, Александр Бурганов.
Столовая — высокая, довольно просторная, но темная: окна выходят на север в сквер, и солнца здесь всегда чуть-чуть не хватает. Впрочем, этот холодный рассеянный свет невероятно идет этому пространству. Бретонский "апостольский" шкаф удивителен, и светлые стены позволяют увидеть его красоту и красоту резных стульев не только напрямую, но и в контражуре. У шкафа, между прочим, тоже своя история. Резные фигурки на нем хозяйка зовет Петром и Павлом. А сам шкаф достался в наследство от близкого друга, сына знаменитого советского генерала: он переезжал, и роскошный шкаф банально не влезал в его новую квартиру. Зато здесь его с удовольствием "приняли в семью" и отреставрировали, теперь в нем хранится посуда — старинная, винтажная и современная, которую каждый раз выставляют на стол при семейных застольях. А они в этом гостеприимном доме — частое явление.
Фрагмент спальни. Комод, антиквариат. Графика к спектаклю «Ромео и Джульетта» в Большом театре, Д. Шмаринов 1969 г.
Ванная. Текстиль, Villaflorence; мебель, Opadiris.