У каждого из нас есть любимые фильмы и любимые актеры, и абсолютно все мы любим красивый антураж в кинематографе. Рекордсменом по количеству фильмов, фотосессий именитых фотографов и телепередач, в которых были запечатлены его нетривиальные и фотогеничные пространства, является самый влиятельный архитектор ХХ столетия Джон Эдвард Лотнер.
В том или ином виде архитектуру можно встретить в любом фильме, но есть особые случаи: когда замысел режиссера требует появления уникальной архитектурной среды, мы обнаруживаем в фильме здания, которые выступают в роли лейтмотива киноленты. Архитектурные творения Джона Лотнера многие десятилетия влияли на производство фильмов и их дизайн.
The Schaffer House
Спроектированный Джоном Лотнером в 1949 дом получил одну из главных ролей в фильме “Одинокий мужчина” режиссера Тома Форда.
Schaffer House by Vikie Lester
Schaffer House by Vikie Lester
Дом из стекла и красного дерева, номинированный на звание объекта Всемирного наследия, был построен в пригороде Лос-Анджелеса, в лесопарковой зоне у подножия гор Вердуго. Семья Шеффер, для которой Джон Лотнер спроектировал этот дом, вдохновилась этим участком земли, покрытым дубовым лесом, который и задал тон при выборе архитектурного стиля здания: “Мы хотим жить в доме, в котором можно чувствовать себя так, будто мы устроили пикник под дубами”.
Это здание во всех смыслах редкая находка — красное дерево, из которого оно построено, растет в Колумбии, и каждый квадратный метр такой древесины будет стоить целое состояние.
Дом в минималистичном стиле не терпит компромиссов и как нельзя лучше отражает характер главного героя фильма “Одинокий мужчина” — его свободная планировка из стекла и уникальных прозрачных дверей с поворотным механизмом не скрывает хозяина дома от глаз прохожих и является тем местом, где в течение года день за днем можно наблюдать за течением времени сквозь прозрачные стены здания. На данный момент дом выставлен на продажу по цене 1 500 000 долларов США.
“Ресторан Генри” в Помоне
Спроектированный Джоном Лотнером в 1957 году ресторан получил одну из главных ролей в фильме Квентина Тарантино “Криминальное чтиво”.
Кафе, стилизованные под американские придорожные закусочные, сейчас на пике популярности. Эти здания построены в архитектурном стиле гуги (Googie style), основоположником которого является Джон Лотнер.
Термин “архитектура гуги” был придуман редактором журнала House and Home Дугласом Хаскелем. Проезжая через Голливуд вместе с известным архитектурным фотографом Юлием Шульманом, он увидел кофейню гуги, спроектированную Джоном Лотнером, после чего впервые упомянул о новом архитектурном стиле в своей статье в 1952 году. Стиль гуги, изначально охарактеризованный архитектурным сообществом восточного побережья 50-х годов как поверхностный и вульгарный, впоследствии стал неотъемлемой и узнаваемой по всему миру частью американской культуры.
Ключевой работой Лотнера в жанре гуги был “Ресторан Генри” — именно в нем был исполнен легендарный танец Джона Траволты и Умы Турман из кинофильма “Криминальное чтиво”. Здание было спроектировано в 1957 году в Помоне. Одной из главных особенностей этого придорожного кафе являлись большая сводчатая крыша, напоминающая перевернутый корпус лодки. Отделка “Ресторана Генри” внутри выглядит не менее футуристично, чем снаружи: выгнутый потолок кафе, сконструированный из сводчатых балок со светильниками многогранной формы, массивные колонны из клееного ламината, чередующиеся с прозрачными стенами, через которые видно улицу.
Неудивительно, что критик Алан Хесс в своем бестселлере об архитектурных наследиях Googie Redux пишет: “Пространство кафе и окружающая среда сливались между собой. Глазу простого обывателя было сложно понять, где заканчивается одно и начинается другое”.
The Chemosphere Residence
Спроектированный Джоном Лотнером в 1960 году дом получил одну из главных ролей в фильме “Двойник тела” режиссера Брайана де Пальмы.
Фильм “Двойник тела” именитого режиссера Брайана де Пальмы выходил в прокат со слоганом “You can’t believe everything you see”, что в переводе с английского означает: “Нельзя верить всему, что видишь”. Эта фраза является ключевой в описании новаторского дизайна для резиденции Леонарда Дж. Малина, также известной как Chemosphere.
Дом, расположенный в Лос-Анджелесе, был разработан для молодого инженера аэрокосмической промышленности Леонарда Малина в 1960 году. Резиденция представляла собой стереотипное научное видение будущего, воплощенное в жизнь в 60-х годах. Дизайн здания был самым настоящим инженерным вызовом тех времен из-за его местоположения на склоне сорок пять градусов в подверженном землетрясениям регионе. Дом, получивший название Chemosphere и по своей форме похожий на НЛО, парит на высоте 30 футов над землей, а из его окон открывается панорамный вид на Лос-Анджелес.
Клиент Лотнера, Леонард Малин, имел небольшой бюджет для строительства дома — всего 30 000 долларов США, поэтому архитектор решил пренебречь стандартными методами строительства зданий тех времен на уклоне в 45 градусов, которые стоили бы ровно половину всего бюджета на постройку резиденции, и спроектировал весь одноэтажный восьмиугольник здания на одной 30-футовой бетонной колонне, оставив естественную окружающую среду нетронутой. Структура резиденции Chemosphere выполнена из стали и древесины. Эти материалы выбраны не случайно, ведь дом построен в сейсмически опасной зоне.
The Chemosphere Residence by Julius Shulman Gallery
Футуристичная “летающая тарелка” Джона Лотнера, где внутренняя часть дома с оконными проемами по всему полукругу представляет собой одно большое open space пространство, быстро привлекла к себе внимание голливудской киноиндустрии, и с тех пор этот дом многократно появлялся в фильмах, в том числе в “За гранью возможного” (1964) и “Двойник тела” (1984) режиссера Брайана де Пальмы. Дизайн дома также сыграл значительную роль в качестве антуража для фильма “Ангелы Чарли”, видеоигре Grand Theft Auto: San Andreas и был спародирован в эпизоде сериала “Симпсоны” как дом Троя Макклюра.
Резиденция The Chemosphere — признанная достопримечательность по всему миру. Футуристичное здание на склоне холма признано одним из десяти лучших домов в Лос-Анджелесе.
The Sheats Goldstein Residence
Спроектированный Джоном Лотнером в 1961 году дом получил одну из главных ролей в фильме “Большой Лебовски” братьев Коэн.
Резиденция Sheats Goldstein, по виду напоминающая пещеру с парящей над ней крышей из треугольных конструкций, бескаркасными стенами из стекла и гостиной с захватывающими дух видами на Лос-Анджелес, спроектированная архитектором Джоном Лотнером в 1963 году для художников Елены и Поля Шитс и выкупленная миллионером и поклонником моды и баскетбола Джеймсом Гольдштейном в 1972 году, не раз была увековечена в поп-культуре.
Шедевр американской архитектуры, храм моды и голливудская достопримечательность была запечатлена в культовом фильме братьев Коэн “Большой Лебовски” 1988 года. В киноленте главный герой встречается в этом доме с Джеки Трихорном, чтобы передать ему деньги. Более чем за 40 лет этот дом выбирали для своих съемок такие известные фотографы, как Хельмут Ньютон и Патрик Демаршелье, а современный американский художник Джеймс Таррелл воссоздал на территории резиденции инсталляцию из света и пространства Above Horizont.
В феврале 2016 года Джеймс Гольдштейн сделал исторический жест и передал свою резиденцию с обширной коллекцией таких художников, как Эд Руша, Девайн Валентин, Бернар Венет и Кенни Шарф, Музею искусств округа Лос-Анджелес (LACMA). Это первый случай в истории музея, когда ему был пожертвован объект архитектуры.
“Я хочу, чтобы люди строили дома, не похожие на то, что было раньше. Хочу, чтобы архитектура двигалась в будущее, а не в прошлое. Надеюсь, мой дом послужит источником вдохновения”, — пояснил свое решение владелец резиденции Джеймс Гольдштейн. Он вспомнил свою встречу с Джоном Лотнером в 1979 году во время реставрации здания: “Я никогда не знал, о чем думал великий архитектор, но как только я озвучивал ему свою идею, он в ту же секунду ее подхватывал и генерировал сразу несколько альтернативных способов воплотить ее в жизнь, оставляя за мной право выбора и предлагая воплотить в жизнь именно ту идею, которая больше всего пришлась мне по душе”.
Garcia House
Спроектированный Джоном Лотнером в 1964 дом сыграл одну из ключевых ролей в клипе британской группы The хх.
Клип британской группы The xx на песню I Dare You снял режиссер Аласдир Маклиллан, а в роли стилиста выступил бельгийский дизайнер Раф Симонс. Одна из героинь клипа, повествующего о взаимоотношениях пяти подростков, живет в особняке, построенном на самом краю обрыва для джазмена Рассела Гарсии.
Среди жителей Лос-Анджелеса дом знаменит не только местоположением на грани фола, но и необычной дугообразной крышей — сложное пересечение криволинейных поверхностей виртуозно выполнено при помощи гнутых клееных балок. Архитектор Рон Радзинер считает, что этот дом входит в пятерку самых замечательных построек Лос-Анджелеса: “Такие здания и определяют образ города”.
Дом построен “на холме”, а не “несмотря на холм”, что было одним из принципов Лотнера. Он следовал совету своего учителя — не менее знаменитого архитектора Ллойда Райта, не строить на вершине холма, а стараться обыгрывать склон. В 1998 году дом купила известный нью-йоркский модельер Харриет Селлинг. Она провела реставрационные работы, а в 2009 году продала его риелтору Фреду Дроушу, который сегодня предлагает всем желающим арендовать знаменитый памятник архитектуры за 35 000 долларов в месяц.
The Elrod Residence
Спроектированный Джоном Лотнером в 1968 году дом получил одну из главных ролей в фильме фильме о Джеймсе Бонде “Бриллианты навсегда”.
Одна из самых известных работ Джона Лотнера и один из самых архитектурно значимых домов во всем мире Elrod House, построенный для дизайнера Артура Эльрода в 1968 году, расположился на самой вершине холма Саутридж с панорамными видами на гору Сан-Хасинто, гору Сан-Горгонио и долину, в которой он расположен.
Резиденция в виде “суперсовременной пещеры” стала широко известна по всему миру благодаря роли в фильме о Джеймсе Бонде “Бриллианты навсегда”, в котором Джеймс Бонд сражается с женщинами-убийцами Bambi и Thumper. Здание из природных материалов, органично вписанное в окружающий ландшафт, монументальность конструкции, футуристический дизайн — все эти составляющие формируют то самое свойство, которое сам Лотнер называет архитектурой вне времени или органической архитектурой.
Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на съемках фильма «Бриллианты навсегда».
The Elrod Residence демонстрирует в своем воплощении многие архитектурные особенности, свойственные постройкам Джона Лотнера: неброский вход, контрастирующий с нетривиальной отделкой внутри, создает ощущение игры между внутренним и внешним пространствами здания. Самой внушительной частью этого эффектного строения является гостиная площадью восемнадцать метров в диаметре, увенчанная куполом, состоящим из девяти бетонных лепестков, чередующихся с мансардными окнами.
Шон Коннери в роли Джеймса Бонда на съемках фильма «Бриллианты навсегда».
Сейчас проект Джона Лотнера The Elrod Residence вновь заставил говорить о себе: дом выставлен на продажу за 14 млн долларов США.
The Lautner House
Единственное здание, которое не было показано ни в одной киноленте, — это первый самостоятельный проект Джона Лотнера, его собственный дом The Lautner House, построенный в 1939 году. Дом из красного дерева с отделкой из багака площадью 1200 м² имеет три уровня, которые органично вписаны в ландшафт окружающей среды. На верхнем уровне расположился внутренний дворик, средний занимают столовая и кухня, а в нижней части дома расположились гостиная и спальня. Архитектор прожил там всего два года и больше никогда не проектировал ничего для себя самого.
Уникальные и смелые архитектурные решения, применяемые Джоном Лотнером, стали основой современного калифорнийского архитектурного стиля и на много десятилетий вперед предвосхитили наш вопрос о том, как будет выглядеть архитектура будущего.
“Всем моим клиентам необходим индивидуальный подход, иначе они бы не обратились ко мне, а просто последовали бы общепризнанным решениям. Мои проекты отнюдь не стандартны”, — говорил Джон Эдвард Лотнер.